Печинкина О.В. Медиаобразование дошкольников: несколько советов родителям // Детский сад от А до Я. - 2010, № 2. – С. 126-132.
Ольга Печинкина
Медиаобразование дошкольников: несколько советов родителям
Все мы ежедневно являемся активными потребителями информации, которую получаем из различных источников: телевидение, радио, Интернет, пресса, аудио-видеопродукция и так далее. Большую часть сведений, на основании которых формируется наше мировоззрение, мы получаем из средств массовой информации, которые создают вокруг каждого человека особую, медийную реальность. Чтобы помочь подрастающему поколению лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать медиатексты, во второй половине ХХ века в ведущих странах мира в педагогической науке сформировалось специфическое направление «медиаобразование», которое связано со всеми видами медиа (печатными, графическими, звуковыми, экранными) и коммуникационными технологиями. «Медиаобразование дает людям возможность понять, как массовая коммуникация функционирует в социумах, овладеть умениями использования медиа в коммуникации с другими людьми, обеспечивает знание того, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты, определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст, интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа, отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории, получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции» [5, с. 273].
В России в настоящее время это направление педагогики активно интегрируется в систему среднего и высшего образования. Но необходимо учитывать, что сегодняшние первоклассники приходят в школу, уже имея значительный опыт взаимодействия с медиа. Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций, «несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 (!) часов, контактируя с различными экранными медиа, тогда как на общение с родителями уходит в среднем 154 часа. В то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30 – 40 минут в день» [1, c.17]. Часто ли вы спрашиваете вашего ребенка, что он смотрел, понравился ли ему этот фильм/мультфильм или нет, почему? Что читал ваш ребенок, и что он об этом думает? Почему он предпочитает именно эти фильмы/передачи/журналы/компьютерные игры? Что ему больше нравится – читать про Буратино или смотреть о нем фильм, как он может объяснить свой выбор? Возможно, ваш ребенок никогда не ответит на эти вопросы «правильно» (с вашей точки зрения), но главное – он задумается! Он будет искать ответ, анализируя, размышляя, сомневаясь, открывая неизведанное. То есть, критически оценивая увиденное, прочитанное или услышанное, он будет формировать свою позицию, свое мнение, свое Я. А не на это ли направлены все старания заботливых родителей?! Мы уверены, что медиаобразование поможет вам не только подготовить вашего ребенка к жизни в современном информационном обществе, но и доставит вам и вашему ребенку радость общения с самыми дорогими людьми.
Мы хотим поделиться с вами несколькими идеями о том, с чего начать это сложное, но важное дело – медиаобразование.
Ребенок является активным и деятельным индивидом, который познает мир с особой любознательностью и спонтанностью, и собирает информацию о своем окружении с помощью всех своих чувств. Поэтому не следует воспринимать медиаобразование как нечто дополнительное, происходящее вне реальной жизни. Напротив, медиаобразование неразрывно связано с повседневной деятельностью и темами, актуальными для вас и вашего ребенка.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому играйте с ребенком везде и всегда. Играйте дома и во время прогулок в игры, которые связаны с персонажами, местами, темами медиатекстов, которые вы обсуждали или которые интересны ребенку. Понаблюдайте за тем, в какие игры дети играют дома и в садике, подумайте, как эти игры отражают книги, которые вы читаете детям, фильмы и программы, которые они смотрят.
Как объяснить что такое медиа? Предложите ребенку картинки с изображениями средств массовой коммуникации, вырезанные из газет и журналов. Младших детей попросите назвать то, что изображено, где и как оно используется. Дети постарше (привлеките соседей, друзей, приятелей) делятся на две команды. Один ребенок из команды пытается объяснить остальным, что изображено на карточке, не называя изображенного предмета. Если команда угадывает слово, то получает за это очки. Затем это задание выполняет вторая команда. На карточках можно написать или нарисовать любые средства коммуникации или их компоненты (пульт от телевизора, наушники, колонки, коврик для мыши). После игры обсудите, какие средства коммуникации есть дома, какие передачи смотрят дети, сколько времени дети смотрят телевизор ежедневно, какие фильмы предпочитают дети и почему. В завершение попросите детей придумать свое собственное средство общения (это может быть вновь изобретенная модель мобильного телефона или пока еще не существующее в действительности средство коммуникации). Пусть ребенок сделает придуманную им новинку с помощью любых удобных ему материалов и обязательно расскажет, как это средство называется, как оно действует, какие у него функции.
Для обсуждения любимых программ можно использовать следующие приемы. Поговорите с ребенком о различных видах телевизионных передач. Пусть дети расскажут о своих предпочтениях и о своем отношении к разным передачам. Предложите ребенку нарисовать картинку передачи, которая, по его мнению, поднимает настроение зрителям, а затем прокомментировать ее (какая это передача, почему ребенок считает ее веселой, нравится ли она ему, почему).
Обсудите героев медиатекста, которые нравятся детям. Попросите ребенка изобразить того или иного героя. Как он движется, какие у него жесты, чем занимается герой? Выберите любой медиатекст с несколькими персонажами. Распределите главные и второстепенные роли, сделав для этого фигурки из картона. Просто поиграйте этими фигурками с ребенком. Затем обсудите, что общего есть у вас с сюжетом медиатекста или его героями. Есть ли какие-нибудь проблемы у главного героя? Как он с ними справляется? А какие проблемы были у вас и как вы с ними справились? Разыграйте с помощь кукол, как герои справлялись со своими проблемами. Придумайте небольшие истории, героями которых являются созданные вами фигурки. Сочините другое завершение медиатекста.
Просматривая комиксы, постарайтесь определить, каким образом картинки отображают события. Сделайте пантомиму описываемых событий. После этого повторите эту же пантомиму, но при этом добавьте звуковое сопровождение и обсудите с ребенком, как от этого изменяется визуальное восприятие.
Поиграйте в игру «Передай сообщение», суть которого в том, чтобы, не произнося ни одного слова, передать послание друг другу посредством мимики, жестов, звуков, рисунков. Это может быть слово (название животного или предмета) или короткое предложение (например, «собака лает»).
Следующая игра – «Звуковые эксперименты» – является подготовительной для последующих игр со звуками. Попробуйте вместе с детьми произвести звук различными способами. Затем составьте звуковой рассказ. Для этого родитель должен рассказать некую историю, в нашем случае это будет рассказ про Машу: «Утро. Маша еще спит. Она просыпается, потягивается. После того как Маша встала, она одевается, умывается и идет к столу, чтобы скушать свои любимые хлопья. После завтрака пора ехать в детский сад. Маша надевает обувь и открывает дверь». Необходимо придумать звуки, которые бы обозначали те или иные действия (храп, зевота, шум одежды, шаги, причмокивание, открывание двери). Родитель читает рассказ еще раз, делая после каждого предложения паузу, во время которой ребенок воспроизводит соответствующие звуки. После этого можно предложить ребенку составить свой собственный рассказ и заменить все действия звуками, при этом слушатели должны догадаться обо всех событиях, имевших место в рассказе.
Возьмите любую иллюстрацию, картинку или фотографию. Что изображено на ней? Кто-нибудь бежит? Какой-нибудь предмет движется? Выясните, как дети это определили. Определите, с какой скоростью движется персонаж или предмет. Каков характер движения людей, животных или предметов? Попробуйте повторить эти движения. Повторите эти движения изменив настроение (как будто вы грустите или радуетесь чему-либо).
Подберите (или придумайте сами) небольшой рассказ, содержащий четкий сюжет, расскажите или прочитайте его ребенку. Объясните, что каждый рассказ содержит начало, развитие событий и конец. Выделите эти части в прочитанном рассказе. Нарисуйте картинки, соответствующие началу, развитию и концу рассказа. Родители рисуют свои картинки, ребенок свои. Посмотрите вместе на картинки, объясните то, что они изображают. Смешайте все картинки, выберите несколько из них и по этим картинкам составьте новый рассказ. Или, рассказывая некую историю по картинкам, прервите ее для того, чтобы ребенок мог сам придумать конец рассказа. Или вы выкладывает несколько первых картинок и несколько последних. Ребенок должен подобрать картинки для середины рассказа. Можно предложить ребенку середину и конец рассказа, а начало он придумает сам.
Затем можно более внимательно изучить нарисованные вами или вырезанные из журналов картинки. Можно ли отличить в данном медиатексте добрых и злых героев? По каким признакам вы их отличаете? Воспроизведите их голос, выражение лица, движения. Обсудите с ребенком то, что у вас получилось (почему можно сказать, что вы изображаете доброго героя или что вам грустно, или вы мечтаете о чем-нибудь).
Для обсуждения выражения лица возьмите несколько фотографий, вырезок из газет и журналов. Внимательно посмотрите на эти изображения. Какое настроение у персонажей? Какие черты лица позволили вам определить настроение? Погримасничайте перед зеркалом. Нарисуйте на листе бумаги различные выражения лица (радость, грусть, злоба). Обменявшись рисунками, определите, какие эмоции попытался изобразить ваш партнер.
Игра «Приветствие». Двигаясь по комнате, поприветствуйте друг друга, каждый раз меняя задание – приветствуйте радостно, грустно, сонно, угрожающе, как скромный или болтливый человек. Переходите к более сложному заданию. Необходим рассказ, содержание которого необходимо передать при помощи жестов и мимики. Например, «Мама Кати пьет кофе. Мама замечает, что кофе остыл. Мама Кати злится. Затем она наливает себе новую чашку кофе, пробует его. Эта чашка кофе намного вкуснее». Для более старших детей усложните игру. Попросите их «рассказать» о своем обычном дне при помощи жестов и мимики. В заключение обсудите с детьми, что чувствует человек, изображая характер, эмоции, настроение других людей, каким образом можно передать чужие чувства, как можно узнать, что чувствует другой человек, даже если он ничего не говорит.
Многие родители на собственном опыте убеждались в том, что реклама привлекает детей еще в самом юном возрасте. Тому есть несколько причин: непродолжительный по времени логически завершенный сюжет, частая смена визуального ряда, веселая, ритмичная музыка.
Спросите ребенка, какие программы существуют на телевидении и радио (новости, прогноз погоды, спортивные передачи, программы для детей, фильмы). В случае необходимости помогите наводящими вопросами: какие передачи ты смотришь? Что смотрят мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат? Практически все передачи и фильмы прерываются рекламными роликами. По мнению ребенка, что такое реклама и какова ее цель? Попросите описать, пересказать любой рекламный медиатекст, который помнит ребенок. Обсудите различные виды рекламы, с которыми Вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Чем реклама на телевидении отличается от рекламы на радио, в рекламной газете или в еженедельной газете?
Прослушайте рекламный ролик на радио и ответьте на следующие вопросы: О чем эта реклама? Какие события происходят в ней? Что больше всего запомнилось? Какая музыка использована в рекламе? Реклама веселая или серьезная? Люди в рекламе были радостными, печальными, серьезными? О чем эта реклама (к чему она призывает)? Где можно приобрести рекламируемый товар, услугу? Для чего используют данный товар? Кто заинтересован в приобретении данного товара? Могут дети его купить?
Для обсуждения рекламы в печатных медиа спросите: Как ты думаешь, что изображено на картине/фото? Что ты видишь на этой картинке? Что привлекает взгляд в первую очередь? Кто изображен на картинке? Что происходит? О чем думают персонажи? Что с ними случилось? Бывали ли вы в такой ситуации? Что больше всего нравится на картинке? Почему ее сделали? Сравните рекламный медиатекст и фотографию, иллюстрирующую какую-либо новость. В чем их отличия?
Создайте свой собственный медиатекст (для радио, телевидения, прессы – в зависимости от возраста и интересов ребенка). Ребенок выбирает любой предмет в комнате. Кому этот предмет необходим и почему? Что обычно говорят, рекламируя подобный продукт? Как это говорят? Как ведут себя те, кто снимается в рекламе? Как они выглядят? Подбери место, одежду, предметы, необходимые для съемки твоей рекламы. Или сделай коллаж, используя вырезки из газет, журналов. Нарисуй рекламу сам. Придумай текст к твоему рекламному медиатексту. Покажи его друзьям, родственникам или соседям и поинтересуйся, захотели бы они приобрести такой продукт после твоей рекламы или нет. Почему?
Завершить блок работы с рекламой можно «крутой» историей. Для рассказа выбирается любой предмет из повседневной жизни. Начинается рассказ-реклама простой фразой: «Эта кукла/робот/автомобиль может……». Второй игрок продолжает развивать тему: «Эта кукла/робот/автомобиль может … , а еще он/она умеет … » и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока есть возможность сделать историю «круче». После этого обязательно обсудите с ребенком, является ли последнее утверждение правдой и когда началось преувеличение достоинств рекламируемого предмета. Почему это произошло? По мнению ребенка, бывают ли подобные случаи в настоящей рекламе? Попросите привести пример, проанализировав который, ребенок сам сможет сказать, что и каким образом преувеличено.
Познакомьте детей с печатной прессой. Спросите, что они знают о газетах. Что там можно найти? Зачем их читают? Выберите любую фотографию в газете. Каждый рассказывает то, что он о ней думает. Что вы видите на ней? Что заметили в первую очередь? Что/кто еще есть на фотографии? Что происходит? Как выглядят персонажи? Что можно о них сказать? Какие мысли могли бы быть у персонажей? Случилось что-то интересное или смешное? Что вам больше всего понравилось на фото? По вашему мнению, с какой целью была сделана данная фотография? Обсудите, что она иллюстрирует: новость или рекламное сообщение? Почему вы так решили? Спросите, всегда ли газеты сообщают только правдивую информацию? Почему так происходит? Поиграйте в «Нарисованную сплетню». Первый игрок рисует кончиком пальца простую картинку на спине другого (сердце, цветок, домик с забором). Второй должен угадать, что было нарисовано у него на спине. Дети постарше могут играть в эту игру иначе: первый рисует что-то на спине другого, второй рисует то, что он понял, на спине следующего игрока и так далее. Затем последний участник говорит, что было нарисовано у него на спине. Так дети узнают, как появляются сплетни.
Завершающий этап знакомства с газетой – создание собственной. Выберите несколько новостей, важных по мнению ребенка, подберите к ним фотографии, картинки или нарисуйте сами, расположите сообщения о новостях (составленные детьми при помощи родителей) с фотографиями на листе ватмана, добавьте рекламные сообщения (с иллюстрациями или без). Не забудьте придумать название газеты. Обсудите, все ли у вас получилось так, как вы хотели, что получилось хорошо, а что можно улучшить и как.
Важно научить детей осознанно относиться к выбору медиатекстов. Начать можно с анализа программы телевидения на текущий или следующий день. Прочитайте ребенку программу некоторых каналов. Что дети хотели бы посмотреть сегодня? Почему? Обратите внимание на время показа той или иной передачи. Когда показывают передачи для детей? Когда детям можно смотреть телевизор (когда им нечего делать или когда идет интересная передача?) Какие передачи можно посмотреть перед сном? Какие программы будут интересны и полезны детям? Почему?
Для того чтобы оценить успехи ребенка в области медиаобразования, в самом начале ваших занятий, попросите его проанализировать любой медиатекст. Объектом анализа может быть книга с картинками, анимационный фильм, детский фильм, реклама. Кто создал этот медиатекст? Дядя, тетя, оператор, программист – ответ может быть каким угодно. Какова цель его создания? Сказать, что есть жизнь на Марсе, что в магазине продаются такие ботинки, что курить вредно. Для кого он создан? Для телевизора, для мамы с папой, для котят. О чем он рассказывает? Ответ предсказать невозможно – все зависит от фантазии ребенка.
Периодически повторяйте подобное задание, и вы увидите, как обогащаются знания вашего ребенка, меняется его восприятие окружающей действительности, совершенствуются коммуникативные и творческие навыки, развивается критическое мышление и проявляется собственная позиция.
Некоторые из предложенных заданий и игр можно выполнить по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине, где очень много разнообразных рекламных объявлений, аудио- и визуальных сообщений. Другие задания требуют специально отведенного для них времени. В любом случае помните, что, стремясь достичь цели медиаобразования, вы, в первую очередь, общаетесь со своим ребенком, играете с ним, создаете что-то новое и интересное, вы вместе с ребенком. А разве есть что-то более важное в жизни вашего малыша?
Литература
Челышева, И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст] / И.В. Челышева. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 184с. ISBN 978-5-8327-0258-2.
Muffe och den försvunna nyckeln [Text]. – Helsingfors, 2006. – 95 p. – ISBN 952-9759-74-6.
Niinisto, N., Ruhala, F. Mediemysigt! Mediefostrarens handbook med alla kryddor [Text] / N. Niinisto, F. Ruhala. – BTJ Kirjastopalvelu Oy, Helsingfors, 2006. – 112 p. – ISBN 951-692-631-2.
Packalēn, L. Comics with an attitude… [Text] / L. Packalēn. – Frank Odoi Hakapaino Oy, Helsinki, 1999. – 96 p. – ISBN 951-724-271-9.
Recommendations Addressed to UNESCO [Text] // Educating for the Media and the Digital Age. – Vienna: UNESCO, 1999. – P. 273-274. – ISBN 3-85031-057-4.